Методические разработки по теме: «круглые черви»
Комментарий к выполнению модуля
· Модуль адресован тем, кто работает по учебнику: Захаров В.Б., Сонин Н.И. Биология. 7 класс. (М.: Дрофа, 2001).
· При такой форме урока очень важна экономия времени. Поэтому записать тему и цель на доске, а также подготовить контрольные карточки необходимо заранее.
· Ответы на задание 2 должны быть лаконичными.
· Для выполнения задания 3 потребуется вспомнить материал предыдущего урока.
· Задание 5, возможно, самое трудоемкое, потребует внимательной работы с текстом, изучения рисунков, схемы цикла развития аскариды и применения полученных ранее знаний о паразитизме как экологическом явлении. Некоторые вопросы (например, вопрос о последствиях воздействия личинок на различные органы) требуют размышления, догадки. Ответы следует искать в различных пособиях. В учебнике В.Б. Захарова и Н.И. Сонина есть краткое описание цикла.
· На 8-й вопрос тоже нет прямого ответа в учебнике. Здесь важен сам поиск ответов и наличие у учащегося собственного варианта ответов. Все ответы важно обсудить с классом, учителем. Комментарий в учебнике к схеме цикла развития аскариды (с. 125) некорректен, поэтому следует уточнить, что вначале личинки попадают с током крови в печень, а затем уже в лёгкие.
Урок №2. Многообразие плоских, круглых и кольчатых червей. Их роль в природе и жизни человека
Данный урок является завершающим при изучении темы: «Плоские, круглые и кольчатые черви». Урок проводится в виде ролевой игры «Пресс-конференция». Заранее, в ходе подготовки к игре, класс делится на 2 группы: «специалисты-ученые» и «журналисты». «Журналисты» готовят вопросы по теме, а «специалисты» ищут на них ответы в дополнительной литературе и подбирают иллюстрации: рисунки и фотографии червей различных типов.
При проведении игры на столе, за которым сидят «специалисты», расставляются таблички, указывающие на конкретную «профессию», – например, «врач», «океанолог» и др. «Журналисты» придумывают названия газет, телекомпаний, интересы которых они представляют на пресс-конференции.
Данная форма проведения урока стимулирует познавательную деятельность учащихся, способствует развитию коммуникативных навыков, формированию положительного отношения к живой природе привлекает внимание к теме урока.
Оборудование: таблицы по теме, рисунки животных, Красная книга Нижегородской области.
Ход урока
Учитель.
На предыдущих уроках мы с вами изучали животных, которые объединены одним названием – «черви». Это очень различные и по образу жизни, и по своему строению животные. К ним относятся и всем известный дождевой червь, и пиявки, и большое количество паразитических червей. Среди них есть микроскопические формы и особи, достигающие 30 м в длину. Сегодня на уроке мы с вами узнаем немного больше об этих животных и выясним, какую роль играют черви в природе и жизни человека.При изучении этой темы мы с вами познакомились с большим количеством новых терминов. Давайте вспомним сейчас значение этих слов. Слова записаны на доске.
1. Кутикула.
2. Параподии.
3. Нематоды
4. Метанефридии.
5. Гермафродиты.
6. Гельминты.
7. Регенерация.
8. Финна.
9. Половой диморфизм.
10. Гирудин.
(Учитель открывает написанные на доске термины, в которых отсутствуют некоторые буквы. Около терминов нарисовано необычное существо в форме облачка с добрым лицом.)
Посмотрите, кто нас посетил. Это Мелоежка. Он проголодался и съел буквы у наших слов. Он решил нас запутать. Ваша задача – догадаться, какие слова здесь написаны и объяснить, что они означают.