Транспортировка икры, личинок, молоди и взрослых особей белуги
Транспортировка в живорыбных вагонах. Живорыбные вагоны используют для транспортировки рыбы на расстояния более 1000 км. Для осетровых рыб, которые постоянно держатся у дна, нормы посадки определяют по площади дна баков из расчета посадки их в один слой. В каждый живорыбный вагон помещают по 500 -800 экз. производителей осетра или севрюга при продолжительности транспортировки 4-8 суток и температуре воды 6 - 8 °С. Для поддержания в транспортировочных емкостях удовлетворительных условий содержания рыбы необходима постоянная аэрация воды. При длительных перевозках транспорт помимо основного компрессора должен иметь запасной автономный бензо-компрессор или запас баллонного кислорода. Оптимальным содержанием кислорода в воде во время перевозки рыбы считается 7 - 8 мг/л, его снижение до 3 мг/л свидетельствует о критическом состоянии рыбы. В большинстве специализированных транспортных средств предусмотрена термоизоляция. Перевозка рыбы в живорыбных вагонах может осуществляться при температурах воздуха от -40 до +30 °С (Пономарева, Бахарева, 2002).
Перевозка живой рыбы автотранспортом. На автомашинах рыбу перевозят на небольшое расстояние: доставка рыбы из живорыбных вагонов на рыбоводный завод; доставка молоди рыбы с рыбоводных заводов к месту выпуска; доставка производителей рыб с тоней или от прорезей на рыбоводный завод. Автомашины (ЗИЛ-150), приспособленные для перевозки живой рыбы, имеют баки емкостью до 3000 л, в которых поддерживается благоприятный для живой рыбы температурный и газовый режим. Обогащение воды кислородом происходит при прохождении ее через форсунки, к которым центробежный насос все время подает воду. Центробежный насос приводится в движение при помощи особого механизма от двигателя автомашины и может работать при движении и во время стоянки автомашины. Зимой вода в баке может подогреваться отработанными газами автомашины до температуры 5° С. При перевозке живой рыбы в пределах 50—100 км отношение количества рыбы к количеству воды колеблется около 1 : 1,5 или 1 :2. При более длительной перевозке норма загрузки должны быть снижена до 1 : 3 или даже 1 : 4 (на 1 кг рыбы 3—4 л воды зависимости от вида рыбы и времени перевозки. Живую рыбу на грузовой автомашине можно перевозить в брезентовых баках. Для этого на платформе машины устанавливают деревянный каркас в виде решетчатого ящика, размер которого зависит от размера платформы машины. Внутри деревянного каркаса навешивают брезент, который должен свободно выстилать внутренние стенки каркаса. В верхней части каркаса брезент прикреплен к крючкам решетки при помощи петель или колец. Таким образом, образуется большой кошель-бак, куда и наливают воду примерно до половины бака. Бак во время перевозки рыбы покрывают брезентовой крышкой, чтобы рыба с водой не выбрасывалась из бака (Кожин, 1971).
Глава 6.